1. Общие положения

1.1. Определение: основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – система учебно-методических документов, сформированная на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки ВПО

15.03.01 «Машиностроение», профиль «Машины и технология литейного производства».

Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

  • цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
  • цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;
  • цикл СД – Специальные дисциплины;

ФТД – Факультативы.

1.2. Цель разработки ООП

Целью разработки основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение», профиль «Машины и технология литейного производства».

1.3. Характеристика ООП

Основная образовательная программа по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение», профиль «Машины и технология литейного производства» является программой 1 уровня высшего профессионального образования. Квалификация выпускника, освоившего ПООП и успешно прошедшего итоговую аттестацию, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом «бакалавр машиностроения»;

Нормативный срок 4 года, общая трудоемкость освоения основной образовательной программы 240 зачетных единиц.

1.4. Профили подготовки (специализации)

  1. Профиль «Машины и технология литейного  производства».
  2. Компетентностно-квалификационные характеристики выпускников

2. Компетентностно-квалификационные характеристики выпускников

2.1. Область профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Машиностроение» включает разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции машиностроения и основанной на применении современных методов и средств проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования технологических процессов

2.2 Объекты профессиональной деятельности бакалавров

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Машиностроение» являются:

  • объекты машиностроительного производства, технологическое оборудование и инструментальная техника;
  • технологическая оснастка и средства механизации и автоматизации технологических процессов машиностроения;
  • производственные технологические процессы, их разработка и освоение новых технологий;
  • средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых изделий;
  • нормативно-техническая документация, системы стандартизации и сертификации;
  • методы и средства испытаний и контроля качества изделий машиностроения.

2.3. Виды профессиональной деятельности бакалавров:

  • производственно-технологическая,
  • организационно-управленческая,
  • научно-исследовательская,
  • проектно-конструкторская

2.4. Задачи профессиональной деятельности бакалавров:

Бакалавр по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение» должен решатьследующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) производственно-технологическая деятельность:

  • контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении изделий;
  • организация рабочих мест, их техническое оснащение с размещением технологического оборудования;
  • организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;
  • обслуживание технологического оборудования для реализации производственных процессов;
  • участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
  • подготовка технической документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках;
  • контроль соблюдения экологической безопасности проведения работ;
  • наладка, настройка, регулирование и опытная проверка технологического оборудования и программных средств;
  • монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции;
  • проверка технического состояния и остаточного ресурса технологического оборудования,
  • организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
  • приемка и освоение вводимого оборудования;
  • составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний;
  • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на его ремонт;

б) организационно-управленческая деятельность:

  • организация работы малых коллективов исполнителей;
  • составление технической документации (графиков работ, инструкций, смет, планов, заявок на материалы и оборудование) и подготовка отчетности по установленным формам;
  • проведение анализа и оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализ результатов деятельности производственныхподразделений;
  • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических решений;
  • выполнение работ по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
  • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
  • планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
  • подготовка документации для создания системы менеджмента качества на предприятии;
  • проведение организационно-плановых расчетов по созданию или реорганизации производственных участков;

в) научно-исследовательская деятельность:

  • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований в области машиностроительного производства;
  • математическое моделирование процессов, оборудования и производственных объектов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования ипроведения исследований;
  • проведение экспериментов по заданным методикам, обработка и анализ результатов;
  • проведение технических измерений, составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления научных обзоров и публикаций;
  • участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения;
  • организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;

г) проектно-конструкторская деятельность:

  • сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования изделий машиностроения и технологий их изготовления;
  • расчет и проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
  • разработка рабочей проектной и технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ;
  • проведение контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
  • проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных решений.

2.5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Выпускник должен обладать следующими компетенциями

а) общекультурными (ОК):

  • владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способностьориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
  • способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-2);
  • готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляциисоциального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальныхпроектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность кподдержанию партнерских отношений (ОК-3);
  • руководствование в общении правами и обязанностями гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы демократии,умение руководить людьми и подчиняться (ОК-4);
  • способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-5);
  • способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы(ОК-6);
  • способность приобретения с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);
  • способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного,нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования,способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки снеобходимыми выводами (ОК-8);
  • целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);
  • умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического иэкспериментального исследования (ОК-10);
  • осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации(ОК-11);
  • обладание навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, использование для решения коммуникативных задач современных техническихсредств и информационных технологий с использованием традиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
  • свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-14);
  • владение одним из иностранных языков на уровне социального общения и бытовогообщения (ОК-15); 
  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности(ОК-16).

б) профессиональными компетенциями (ПК):

производственно-технологическая деятельность:

  • способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умение контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий (ПК-1);
  • способность обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, умение осваивать вводимое оборудование (ПК-2);
  • способность участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки прииспытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемойпродукции (ПК-3);
  • умение проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического оборудования, организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования (ПК-4);
  • умение проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасностипроводимых работ (ПК-5);
  • умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологическогооборудования при изготовлении изделий машиностроения (ПК-6);
  • умение применять методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей используемых материалов и готовых изделий (ПК-7);
  • умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасностьжизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийныхбедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических идругих видов ресурсов в машиностроении (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

  • способность организовывать работу малых коллективов исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами (ПК-9);
  • способность осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ПК-10);
  • умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчетность по установленным формам,подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества на предприятии(ПК-11);
  • умение проводить анализ и оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельностипроизводственных подразделений (ПК-12);
  • готовность выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовыватьметрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методовконтроля качества выпускаемой продукции (ПК-13);
  • умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчетов (ПК-14);
  • умение проводить организационно-плановые расчеты по созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала и фондов оплаты труда (ПК-15);
  • умение составлять заявки на оборудование и запасные части, подготавливать техническую документацию на ремонт оборудования (ПК-16);

научно-исследовательская деятельность:

  • способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ПК-17);
  • умение обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводитьэксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПК-18);
  • способность принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в областимашиностроения (ПК-19);
  • способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-20);

проектно-конструкторская деятельность:

  • умение применять стандартные методы расчета при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения (ПК-21);
  • способность принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием
  • стандартных средств автоматизации проектирования (ПК-22);
  • способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлятьзаконченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемыхпроектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативнымдокументам (ПК-23);
  • умение проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-24);
  • умение проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности с определением показателей технического уровняпроектируемых изделий (ПК-25);
  • умение применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ причин нарушений технологическихпроцессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению (ПК-26).